Поиск статьи в Базе знаний
Зоны ответственности и роли ответственных
В данной статье мы рассказываем о зонах ответственности в нашей программе.
Описание проблемы и сведения из теории.
Проблема 1
Довольно часто встречается при работе с тендерами. За оплату обеспечения контракта выигранного тендера отвечает отдельный сотрудник не из тендерного отдела, например, бухгалтер или несколько бухгалтеров, состоящих в штате ваших организаций, как предполагаемых участников в тендере. При этом, как правило, бухгалтера вообще ничего не знают о том, что происходит в тендерном отделе, но, в целом, они отвечают за все платежи в этих организациях.
Оплата обеспечения контракта как обычный платеж, ничем не отличается от других платежей, но имеет короткий срок жизни и важность. Однако, наряду с другими платежами он может иметь меньший приоритет (оплата налогов или поставщику). Несвоевременная оплата может крайне негативно отразиться на развитии организации. Если срок пропущен, то в 90 % случаях организация попадает в РНП и часто ликвидируется. В целом бухгалтер отвечает за проведение платежей и никуда не торопится. Если в списке платежей бухгалтера это очередной платеж, то для тендерного отдела это важное событие в цикле тендера. Отметим, что бухгалтер может этого не знать или не понимать, у него своя должностная инструкция, и в целом он ее выполняет. Есть деньги, он оплачивает. Итак, платеж не был оплачен вовремя, организация попадает в РНП, вся история продаж перечеркивается. При анализе ситуации, почему так получилось, выясняется, что бухгалтер даже и не думал о решении этой задачи в такой плоскости. На задаваемые ему вопросы он совершенно справедливо возражает, что в его задачу входит обязанность проведение оплат, но предполагать такую ситуацию он не обязан.
Оплата обеспечения контракта как обычный платеж, ничем не отличается от других платежей, но имеет короткий срок жизни и важность. Однако, наряду с другими платежами он может иметь меньший приоритет (оплата налогов или поставщику). Несвоевременная оплата может крайне негативно отразиться на развитии организации. Если срок пропущен, то в 90 % случаях организация попадает в РНП и часто ликвидируется. В целом бухгалтер отвечает за проведение платежей и никуда не торопится. Если в списке платежей бухгалтера это очередной платеж, то для тендерного отдела это важное событие в цикле тендера. Отметим, что бухгалтер может этого не знать или не понимать, у него своя должностная инструкция, и в целом он ее выполняет. Есть деньги, он оплачивает. Итак, платеж не был оплачен вовремя, организация попадает в РНП, вся история продаж перечеркивается. При анализе ситуации, почему так получилось, выясняется, что бухгалтер даже и не думал о решении этой задачи в такой плоскости. На задаваемые ему вопросы он совершенно справедливо возражает, что в его задачу входит обязанность проведение оплат, но предполагать такую ситуацию он не обязан.
Причина в том, что в данной организации ориентировались на линейно-функциональную систему управления. То есть поставили задачу оплачивать. Он формально ее и выполнял. Платеж был проведен по наличию денежных средств или по своей очереди, но по стечению обстоятельств на день позже.
В настоящее время такой подход к распределению полномочий и обязанностей давно устарел. Сейчас организацию интересует не просто выполнение функциональных обязанностей, а максимально эффективное исполнение функциональных обязанностей. Поэтому теперь нам и потребуется определение «зоны ответственности».
В определенной точке бизнес-процесса бухгалтер будет выполнять роль сотрудника тендерного отдела и понимать важность этой оплаты, потому что он заранее будет определен, как выполняющий эту роль в рамках зоны ответственности.
Проблема 2
В большинстве CRM-систем задачи назначаются пользователям, которые соответственно становятся "исполнителями задач". Как правило, исполнитель не всегда понимает предмета задачи, если он в целом не отвечает за тендер, на основании которого была поставлена задача. Отсутствие ответственного за задачу в таком случае означает безответственность и ведет к беспорядку.
Как решается эта проблема в нашей программе
В программе "Управление тендерным отделом" введены такие понятия, как:
- ответственное лицо - отличие нашего «ответственного лица» от ответственного как подписанта документов в типовых конфигурациях 1С в том, что пользователю не просто передается задача для выполнения, а именно в рамках его полномочий и ответственности за тендер, по которому ставится ряд задач;
- роли ответственных определяют конкретный перечень действий или пакет работ или уровень компетенции в рамках работы с тендером, неразрывно связаны с общим результатом по тендеру;
- зоны ответственности - команды сотрудников, где каждый имеет свою роль ответственного, зоны могут отличаться объемом или квалификацией работ, например "Зона ответственности по товарам", "Зона ответственности по услугам", "Корпоративные заказчики", "Закупки малого объема";
- автоматические назначение ответственных на определенную роль может быть осуществлено, если заполнены правила определения ответственных;
- ручное назначение ответственных разрешено в специальных формах списков документов и для тех ролей, где нет запрета для таких изменений либо роль определена по правилу назначен вручную.
Например, руководитель отдела продаж может быть в роли «специалист по тендерам», «логист», «специалист по снабжению» или «юрист», менеджер отдела продаж может быть в роли «специалист по тендерам», «оператор ЭТП», «специалист по подаче заявки для участия», «экономист», «финансовый специалист по подготовке финансовых гарантий» и так далее, при этом можно, бухгалтер в роли «оплата обеспечения».
Рассмотрим матрицу ролей на примере. Допустим, зоной ответственности является "Доработка нетиповых конфигураций 1С" (см. таблицу ниже):

В таком случае в программе ей будет соответствовать следующая настройка:

В матрице могут быть отображены роли сотрудников, не задействованных непосредственно в работе тендерного отдела, но которые могут оказывать поддержку в работе команды.
Подробнее о правилах определениях ответственных по ролям.
На сегодня в программе доступны следующие возможности автоматического назначения ответственных лиц:
- Руководитель зоны ответственности.
- Основной менеджер контрагента (поле заполнено в карточке контрагента).
- Основной менеджер бизнес-региона (поле заполнено в карточке бизнес-региона и подобраны регионы).
- Основной менеджер бизнес-региона (поле заполнено в карточке бизнес-региона и подобраны ИНН заказчиков).
- Основной менеджер региона заказчика (поле заполнено в карточке региона заказчика).
- Основной менеджер ЭТП (поле заполнено в карточке ЭТП).
- Ответственный за документы по поисковому фильтру (поле заполнено в карточке поискового фильтра).
- Назначается вручную (всегда назначается вручную).
- Обработчик успешного определения - произвольный код.
- Обработчик не успешного определения - произвольный код.
Данные правила будут дополняться.
Карточки, где заполняются ответственные лица находятся в справочниках тендерного отдела:






Найти справочник можно в подсистеме "Органайзер" -> "Правила назначения ответственных лиц"

Как используются роли ответственных:
- Для настройки уведомлений.
При создании карточки роли ответственного лица указываются разные точки программы и способы уведомлений ответственному лицу о событии, связанным с документом "Закупка".

- Для точного определения исполнителя задачи бизнес-процесса.
При создании бизнес-процесса, когда механизм адресации задач по роли исполнителя от БСП не позволяет это сделать достаточно гибко, на помощь приходит роль ответственного лица.

- Для определения ответственного лица в механизме визирования документа "Закупка".
В документе "Закупка" подставляется список возможных ответственных лиц, которые должны визировать документ "Закупка" - согласовать способом визирования (более простым способом, для случаев, когда нет необходимости создавать бизнес-процессы).

Ручное назначение ответственных
Назначение ответственных вручную может применяться, когда были не точно определены ответственные автоматически, изменились ресурсы и возможности сотрудников, человеческий фактор, цели и задачи руководителей зоны ответственности. Ручное назначение, как правило, применяется руководителями зоны ответственности.
Команду формы можно найти в рабочем месте специалиста по тендерам и на рабочем столе для всех специалистов.

Форма для назначения ответственного за тендер используется для руководителей для закрепления старших в команде.
Чтобы назначить ответственных, нужно перетащить документ в правый список для помещения ("склеивания") с выбранным ответственным или обратно в левый список, если нужно отменить назначение.

При перетаскивании или открывается список пользователей, или документ помещается без открытия списка. Если в списке есть пользователь, тогда список не открывается. Если такого пользователя нет, открывается список для выбора ответственного.

Альтернативные способы назначения ответственных командами в других списках или на форме документа "Закупка".




Форма для назначения по роли ответственного используется для выборочного или группового назначения в списках.

Для выявления документов с отсутствующими ответственными используется механизм отбора по ответственному в рамках каждой зоны ответственности. Если ответственный в документе отсутствует, то программа пометит такие документы красным маркером в специальной колонке.

Чтобы назначить ответственного, нужно выделить нужные документы и вызвать форму зоны ответственных, где выбрать роли и пользователей.

Вы нашли эту статью полезной?
Похожие статьи
-
Поиск и загрузка тендеров в программе 'Управление тендерным отделом' (версия 2.0)
Общая концепция поиска и загрузки Какие тендеры доступны для загрузки Варианты поиска по ключевым словам: Полнотекстовый поиск по ключе...
-
Рабочее место специалиста по снабжения (расчет тендера и подбор товара для участия)
Расчет тендера в рабочем месте специалиста по снабжению и памятка по созданию шаблонов расчета:Данная форма используется только в качестве шаблона для...
-
Как интегрировать конфигурацию “Управление тендерным отделом” в другую конфигурацию
Как интегрировать конфигурацию "Управление тендерным отделом" в состав другой конфигурации для использования в качестве подсистемы. Очень часто польз...
-
Команда "Анализ закупки заказчика"
Команда "Анализ закупки заказчика"Расположена на форме документа "Закупка" и на форме "Рабочего места специалиста по снабжению" и служит как комплексн...
-
Как пользователю выгрузить свои данные из программы
У пользователей ежедневно возникает необходимость выгрузить данные из 1С в сторонние программы или файлы. В данной статье рассмотрим, что тако...